четверг, 17 июня 2010 г.

Учиться, учиться и ещё раз учиться!

Нам, людям, руководившим технической работой Петербургского комитета
РСДРП, сосредоточившим в своих руках нити от явок, складов, типографий, не
рекомендовалось что-либо переносить самим или хранить в своих квартирах.
Делали мы это в крайних случаях. Распространяли литературу переносчики,
«транспортеры», — главным образом молодые студенты и рабочие, беззаветно
преданные делу. Они действовали осмотрительно и в то же время решительно и
смело. Каждую минуту им угрожала тюрьма, ссылка, каторга, но ничто не могло
помешать им выполнять свой долг. В трудных условиях товарищи проявляли
исключительную находчивость и самообладание.
Одним из лучших наших транспортеров был рабочий Шлиссельбургской
мануфактуры Дианов. Он никогда не падал духом, никогда не отступал от
требований конспирации, какие бы трудности ни приходилось преодолевать.
Однажды, приехав в Петербург, Дианов нагрузился литературой, чтобы
отнести ее по указанному адресу. Но произошло недоразумение. Когда Дианов
пришел на место, его «не признали». Видимо, Дианову дали неправильный
адрес.
Транспортер попытался отыскать нужный адрес, но сделать этого не смог.
Уже поздно вечером он вынужден был явиться обратно на ту явочную квартиру,
где получил литературу. Но опять неудача: к этому времени товарища, давшего
ему литературу, здесь уже не было. Дианова встретили другие люди,
совершенно ему незнакомые. Ни в какие переговоры они с ним не вступали и,
как выяснилось позже, приняли его за шпика. Так Дианов и ушел с литературой
обратно.
Что же ему было делать? Он знал адреса товарищей, знакомых по
подпольной работе, но идти к ним не мог, так как это противоречило правилам
конспирации. Дианов не был уверен и в том, что его не выслеживают. Не мог
он с литературой возвращаться и домой.
Всю ночь Дианов, обмотанный листовками, блуждал по городу, стараясь не
навлечь на себя внимания городовых. Надо еще добавить, что дело было зимой.
Только утром Дианову удалось найти нужного товарища и сдать
литературу. Характерно, что он не выразил ни малейшего неудовольствия
случившимся. Наоборот, радовался тому, что всё кончилось благополучно, что
он, несмотря на все трудности, выполнил партийное задание — сдал литературу
куда следует.
Я привел этот обычный случай из практики наших транспортеров, чтобы
читатель, в особенности молодой, понял, сколько усилий, труда стоило
распространение партийной литературы в условиях подполья, с каким риском
было связано это дело.
Не так просто было найти подходящую квартиру для хранения литературы.
Такая квартира должна была быть исключительно надежной. Кроме того,
следовало подумать, как доставлять литературу в эту квартиру, как уносить
ее отсюда по районам.
Случалось, что какой-либо из наших складов литературы оказывался под
угрозой. Возникала необходимость срочно очистить его. Сделать это нужно
было до наступления ночи, когда, по нашим сведениям, следовало ожидать
обыска. Хорошо, если удавалось заблаговременно подготовить новое, надежное
хранилище. А если его у нас не было? Где разместить хотя бы временно всё,
находившееся на складе?
В этих случаях приходилось действовать очень энергично, сочетая
осторожность с безудержной смелостью и твердой решительностью.
Среди наших транспортеров были наряду с молодыми рабочими и отдельные
выходцы из состоятельных слоев населения, честно служившие делу революции.
Они, если это нужно было, умело использовали свое положение, свои связи.
Однажды товарищи, спасая склад от ожидавшегося налета полиции,
принесли пакет с нелегальной литературой, обложенный ученическими
тетрадями, в гимназию, где преподавала Маргарита Вячеславовна Януш. Дочь
видного юриста, Маргарита Вячеславовна была членом подпольной
социал-демократической организации.
Что же ей было делать с пакетом? Оставить его в гимназии? Нельзя.
Маргарита Вячеславовна вышла с пакетом на улицу, обдумывая, где же его
спрятать. И в этот момент она увидела шедшего навстречу... военного
прокурора — товарища ее отца по Военной юридической академии. Прокурор
часто бывал у них в доме, хорошо относился к Маргарите Вячеславовне и,
конечно, понятия не имел о ее причастности к революционной работе. Увидев
свою хорошую знакомую с тяжелой ношей, он предложил помочь. Жил прокурор
неподалеку от гимназии, и у Маргариты Вячеславовны мелькнула мысль
воспользоваться его квартирой.
— Вы, кажется, идете домой?—спросила она. — Это ученические работы,
они мне скоро понадобятся в гимназии, может быть, вы разрешите временно
оставить их у вас? Только я бы попросила хорошо спрятать пакет, чтобы никто
его не развязывал, так как в нем много записочек и заметок, которые мне
очень нужны, а они могут выпасть и затеряться.
Прокурор сказал, что возьмет пакет к себе в кабинет и трогать его не
будет, потому что не интересуется детскими сочинениями. Так пакет с
нелегальной литературой пролежал в домашнем кабинете военного прокурора,
пока не был найден новый склад.
Настоящими героями были работники наших нелегальных типографий. Они
делали свое дело в очень трудных условиях, под ежеминутной угрозой ареста.
Обычно под типографию приспосабливали какой-нибудь подвал, над которым
был склад или торговое помещение, где находились под видом лавочников или
торговцев «хозяева» типографии, то есть наши товарищи, ведавшие печатанием
и распространением литературы. Наборщики и печатники жили и работали в
типографии нелегально, поэтому из помещения выходили очень редко, подолгу
были оторваны от внешнего мира.

Николай Буренин. Памятные годы.

Оригинальная запись в блоге Волохонского:
Учиться, учиться и ещё раз учиться!.

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница